"Ой годи нам журитися" Антон Головатый
25 августа 1792 года, тихое утро, легкая дымка над Керченским проливом. И в этой тишине легко скользят челны пока еще запорожских (черноморских) казаков - впереди Тамань, их новый дом. Несколько сотен казаков под командованием полковника Саввы Белого (Билого) высаживаются на берег, что их ждет. Но «мамо» (Екатерина II) сказала: «Что на сабельку возьмете, то Ваше…», а на сабельку, любимцы князя Потемкина, брать умели.
И от 30 июня 1792 года по императорскому указу была выдана Высочайшая Грамота Черноморским казакам, в которой говорилось о пожаловании войску Черноморскому за заслуги перед Отечеством: «… в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагориюс всею землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому Редуту – так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли…».
Прошли десятилетия и у казаков появляется задумка, впервые ее озвучил 6 марта 1894 г. станичный атаман - есаул Владимир Толстопят, о сборе средств на сооружение памятника в ознаменование 100-летия высадки здесь, на берегу Тамани, первых запорожцев-переселенцев и основания ими первой на Кубани Покровской церкви. На первом сходе таманских казаков от своего «щирого сердца» были внесены на «богоугодное дело» 500 руб. В строевые казачьи части, подразделения и станицы были отправлены подписные листы о сборе средств и пожертвований. Долго шло согласование, как должен выглядеть памятник, из каких материалов изготовить. В итоге к 1910 году денежные средства были собраны, недостающие финансы были изысканы атаманами М.П. Бабычем и А.И. Кияшко - «риднимы батькамы», как их уважительно называли кубанские казаки. Комитет по сооружению памятника, который собрался в станице Таманской, «пришел к окончательному решению, что памятник таманский, как предлагали покойные, генерал-майор И.И. Мазан и художник П.С. Косолап, должен изображать рядового запорожца-сечевика». На лицевой стороне памятника надо вставить бронзовое изображение прибытия первых запорожцев-черноморцев на своих судах к берегам Тамани. Сверху изображения (барельефа), дабы увековечить память Антона Андреевича Головатого и полковника Саввы Леонтьевича Белаго, поместить надпись: «Первым Запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа под командой Полковника Саввы Белаго». На противоположной стороне пьедестала высечь всю песню А.А. Головатого: «Ой, годи нам журитися…» и ниже подписать: «Антон Головатый, судья войска верных казаков Черноморских».
Прошли годы, и этот великолепный казачий монумент «Таманский Черноморец» украшает станицу Тамань. Эта станица, некогда «самый скверный городишко из всех приморских городов России» (М. Лермонтов), богата на природные, исторические, культурные памятники. Но центром притяжения, первым пунктом показа гостям станицы, конечно, является памятник казакам, Таманскому Черноморцу, «памятник Антону Головатому» - так до сих пор называет его большинство местных жителей.
Ведущий библиотекарь
сектора краеведения отдела обслуживания
Центральной библиотеки МБУК «Анапская ЦБС»
Селеменев Д. С. |