К 230-летию освоения казаками кубанских земель.
Основой культуры и системы ценностей кубанских казаков была военная составляющая. И конь, отношение к нему были ее важным элементом. Поэтому влияние военизированного образа жизни на мифологические представления о коне было значительным. Конь считался атрибутом общественных сил, помогающим казаку в борьбе с врагами. Недаром святые, особенно сильно почитавшиеся казаками - Георгий Победоносец, Архангел Михаил, Никола Угодник, считались в славянской традиции тесно связанными с лошадьми.
Во многих культурах Евразии конь почитался как сакральный защитник и помощник воина. Это было характерно и для казаков Кубани. В их среде бытовали представления о крылатых богатырских конях, с помощью которых можно было совершить необычайные подвиги. Одна из легенд повествует, как белый конь с золотой упряжью помог человеку добраться до райского сада. В текстах песен неоднократно говорилось, что конь способен помочь хозяину установить контакт со своими родными, если он находится далеко на войне. Например: "Заржи, заржи, мой конечек, /Подай голосочек, /Чтоб слыхала ридна маты, /сидючи у хаты".
Перед уходом казака на войну его жена седлала лошадь и отдавала мужу повод с присловьем: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Затем она кланялась животному в ноги, прося сберечь благоверного в бою. Встречая супруга с войны, жена кланялась его верному другу со словами благодарности. На похоронах казака его конь, покрытый черным чепраком, и с оружием, прикрепленным к седлу, шествовал за гробом впереди семьи и друзей усопшего.
Главный библиотекарь Пятихаткинской сельской –
Библиотеки- филиала № 18 МБУК "Анапская ЦБС" Сергеева Т. В. |