325 лет назад, 11 декабря 1699 года, Пётр I ввёл Андреевский флаг в качестве официального символа российского флота. Государь собственноручно составлял эскизы и выбрал диагональный крест — именно на таком принял смерть апостол Андрей, который, по преданию, принёс на Русь христианство. В современном виде флаг был утверждён в 1710 году. После революции вместо него использовался государственный флаг СССР. В 1992 году российское правительство вернулось к историческому Андреевскому кресту.
В 1819 году появился еще один вариант знамени — Георгиевский адмиральский флаг. Он представлял собой Андреевский флаг, в центре которого был помещен красный геральдический щит с каноническим изображением Святого Георгия Победоносца. Такой флаг вручался кораблю, чей экипаж, как было указано в описании флага, «проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага». Почетное право носить Георгиевский флаг в качестве кормового получили линейный корабль «Азов» (1827), принимавший участие в Наваринском сражении. В нем он одержал победу над пятью турецкими кораблями. А также бриг «Меркурий» (1829), под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского одержавший победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями во время Русско-турецкой войны (1828-1829 гг.).
Корабельный устав Петра I предписывал защищать Андреевский флаг «до последней капли крови». Это указание соблюдалось неукоснительно. За всю историю русского флота лишь дважды флаг был спущен добровольно. Первый раз — в мае 1829 года, когда командир 36-пушечного фрегата «Рафаил» капитан 2-го ранга Семён Стройников, чтобы сохранить жизнь экипажу, спустил флаг перед турецкой эскадрой из 15 кораблей. Расплата за трусость была жесткой. Согласно именному указу императора Николая I, фрегат, перешедший на сторону врага, было предписано сжечь. А имя «Рафаил» больше никогда не использовалось для русских кораблей.
Второй раз Андреевский флаг был спущен в 1905 году, в конце Цусимского сражения, по приказу контр-адмирала Небогатова. Он также, как и Стройников, хотел спасти жизнь оставшимся матросам и офицерам, за что был лишен всех чинов, предан суду и приговорен к смертной казни, замененной на 10 лет заключения.
Андреевский флаг развивался на мачтах русских кораблей вплоть до ноября 1917 года. Тогда моряки собрались на первый Всероссийский съезд военного флота и приняли решение поднять на всех судах вместо Андреевского красный флаг Интернационала. Последние Андреевские флаги были спущены в 1924 году на кораблях эскадры Белой армии в порту Бизерта в Северной Африке. После распада СССР основным флагом ВМФ вновь стал Андреевский флаг. А единственным кораблем, на котором до сих пор сохранился флаг ВМФ СССР, остается советская подводная лодка С-56, превращенная в военный мемориал. Ежедневно на ней проходит церемония подъема и спуска флага ВМФ СССР в память о подвиге советских моряков в годы Великой Отечественной войны.
В 1903 году Морским министерством Российской империи был утвержден боевой трехфлажковый свод — перечень сигналов, которые корабли подают с помощью специальных флажков. Среди этих сигналов был один, аналогов которому уже не существует ни в одном флоте мира: «Погибаю, но не сдаюсь!». Лучше смерть, чем бесчестье — такой трагический выбор сделали и делают сотни моряков России.
Подготовлено главным библиотекарем сектора краеведения
отдела обслуживания Центральной библиотеки Д. С. Селеменевым
|