Главная » 2020 » Декабрь » 21 » Филиал№ 26: Души и рук творенье
11:31
Филиал№ 26: Души и рук творенье

 

Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти. Слово рушник происходит от корня «руш» – ломать, рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании – отрез.

Рушник (полотенце, утиральник, рукотер и т.д.) среди восточнославянского населения Кубани являлся не только изделием унитарным, но и выполнял эстетическую функцию. Обычай украшать свое жилище вышитыми рушниками был принесен на Кубань украинцами. Длина рушника зависела от высоты хат. Полотенца обрамляли висящие на стенах картины, фотографии, зеркала. На иконы вешали «божник» – рушник, длина которого была 2,5-3,5 м, он должен был покрывать все иконы висевшие в красном углу. Обязательно «божницы» вывешивали двух видов – праздничные и будничные.

Для вытирания рук и повседневного использования были полотенца утилитарного назначения – «утирачи», которые практически не украшались вышивкой либо украшались небольшими элементами.

В семьях также были специальные рушники, в которые заворачивали Библию, так как ее не брали голыми руками.

Для детей вышивались белые маленькие полотенца с цветами или птичками. На рушниках вышивались два конца, к которым пришивалось вязанное кружево, обязательной принадлежностью было наличие мережки. Орнаментированный рушник играл большую роль в обрядах.

Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» назвал русскую вышивку, в том числе и на рушниках «сокровищницей больших и малых мифологических сюжетов», «полотняным фольклором», драгоценным для нас сохранением глубинной архаики.

Можно добавить, что рушник – единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза, урока – любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей

Замечательно описаны способы применения рушников в книге «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке»: «Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, «рукобитное» – жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане – на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.

Свою особую роль играло оно в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, рушник повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти рушник выкладывали на подоконник, веря, что в ном отдыхает душа умершего. А в дни поминовений вывешивали рушник за окно, чтобы пришедшие умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца-рушник дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные берозки, обетные, придорожные и намогильные кресты».

Традиционная народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка — это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.

 

Заведующий Юровской сельской

библиотекой-филиалом № 26       

А.С. Тарасенко

Просмотров: 272 | Добавил: bibliotekaanapa