Главная » 2025 » Июнь » 17 » Гвардеец Черноморского флота. Крейсер «Красный Кавказ»
14:50
Гвардеец Черноморского флота. Крейсер «Красный Кавказ»

    Полтора десятка попаданий артиллерийскими снарядами. Пять минных подрывов. Четыре тяжелых авиационных бомбы в палубу… Более чем достаточный боевой «груз», чтобы отправить на тот свет корабль, классифицирующийся во флотских списках как легкий крейсер. У крейсера «Красный Кавказ» затопления – около двух тысяч тонн забортной воды, практически четверть водоизмещения. Боеспособность близка к нулю: часть многочисленной артиллерии уже подбита, оставшейся просто невозможно полноценно воспользоваться из-за дифферента. Который, к слову, еще и неуклонно увеличивается ввиду нехватки мощностей водоотливных средств…
    Данная статья мне очень дорога, на гвардейском крейсере «Красный Кавказ» прошел всю войну мой дед, гвардии старший мичман Селеменев Иван Николаевич, участник обороны Одессы, Севастополя, Кавказа, за Керченско-Феодосийскую операцию награжден орденом Отечественной войны II степени. При освобождении Севастополя награжден медалью «За Отвагу». Медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги».
… Крейсер «Красный Кавказ» выжил. Каким образом это удалось – историки флота спорят по сей день. Впрочем, «Красный Кавказ» – из тех, что с самого начала своей биографии периодически удивлял вдумчивого исследователя…
Чудеса начались уже в ходе строительства корабля. Закладка его состоялась на Николаевском заводе «Наваль» 19 октября 1913 года. Из-за начавшейся вскоре войны сборка корпуса продвигалась медленно, и к весне 1916 года была доведена только до 48% боеготовности. Однако работы было приказано форсировать. И 28 мая 1916 года в Николаеве спуск нового боевого корабля. Висела совершенно не майская жара – 36 градусов по Цельсию. Кормой вперед крейсер, нареченный в честь знаменитого русского полководца «Адмиралом Лазаревым», скользнул по щедро натертым мылом и салом полозьям стапеля к воде. И… завис на полпути, едва коснувшись волны четырьмя крупными трехлопастными винтами. Оркестр оборвал мелодию на половине фразы. Над верфью, щедро залитой южным майским солнцем, повисла гнетущая тишина. Через двадцать минут, так и не дождавшись, покуда крейсер соизволит сойти на воду, уехал домой почетный гость – николаевский губернатор вице-адмирал Мязговский. Уехал, наобещав конструктору корабля и старшему мастеровому эллинга бессрочную ссылку в Сибирь за срыв военного заказа. Через три часа разбрелась по домам толпа зевак, понявшая, что ничего интересного сегодня на верфи уже будет. Через четыре часа офицерами был отведен в береговую казарму уже сформированный для «Адмирала Лазарева» экипаж… А крейсер как сидел на стапеле в на треть спущенном положении, так и продолжал сидеть… еще без малого полторы недели! Первые три дня мастеровые попросту боялись к нему подойти – не ровен час, стронется так же внезапно, как застрял, и задавит!
      Достройка на плаву вскоре сорвалась: революция, Гражданская война – стране явно было не до корабля. Только в 1924 году, уже Советской властью, было принято решение о том, что крейсер «Адмирал Лазарев» должен быть достроен. В конце 1926 года проект был утвержден к производству. Крейсер получил новое имя — «Красный Кавказ». Недостроенный корпус поместили в док, очистили от ржавчины, которая успела завестись за время простоя, и приступили к достройке… Дело получилось долгим: только в январе 1932 года лёгкий крейсер «Красный Кавказ» вступил в состав Морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии…
   Зенитное вооружение по проекту сохранялось на уровне стандартов минувшей войны, в виде четырёх 76-мм зениток системы Лендера. Установлены более новые орудия 102-мм установки Б-2, к ним дополнили четырьмя 45-мм полуавтоматами 21-К. В 1934 году в Италии были закуплены вполне современные на то время спаренные 100-мм зенитные установки Минизини. Торпедное вооружение на "Красном Кавказе" возросло до 4 трёхтрубных 450-мм торпедных аппаратов. На борт крейсер мог брать до 100 мин и до 55 глубинных бомб.
     Но чудеса продолжались, на первых же учениях в составе эскадры «Красный Кавказ» угодил в аварию: поздним вечером на рейде Чауда на 15-узловом ходу крепко клюнул в борт соседа по строю, легкий крейсер «Профинтерн». В качестве основной причины столкновения аварийная комиссия назвала неопытность молодых экипажей обоих кораблей.
…Лето сорок первого выдалось в Севастополе богатым на события. 14 июня вся Черноморская эскадра – от линкора до подводных лодок — вышла в северо-западный район Чёрного моря, чтобы принять участие в крупномасштабных учениях совместно с войсками Одесского военного округа. По ее итогам «Красный Кавказ» взял почетный вымпел лучшего стрелка среди черноморских крейсеров, и командующий распорядился: отличившихся комендоров премировать пятидневным отпуском домой. 21 июня приказ о поощрении отличников учебной программы был подписан. До отбоя парни собирали вещмешки, приводили себя в порядок.
    Но за час сорок до воскресной побудки истошным воем тревожных сирен, ослепительным сполохом первого бомбового взрыва, лихорадочным треском зенитных пулеметов, диким воем «юнкерсов» в небесах в Севастополь ворвалась война… Первый налет был отбит без потерь. 23 июня 1941 года крейсер «Красный Кавказ» вышел на первое боевое задание.
      Вдоль побережья Севастополя и Одессы, у входа в Керченский пролив, а потом и возле Новороссийска, Туапсе и Батуми следовало организовать оборонительные минные заграждения. Задание несколько нестандартное для крейсера – разведчика и диверсанта. Здесь не будет рейдерских походов с призовыми неприятельских транспортных пароходов, интриг эскадренной разведки, слежек за чужими линкорами, долгих погонь «на измор». Зато будут минные постановки, высадки десантов, ночные и дневные обстрелы захваченных немцами берегов. Будут прорывы в осажденный пылающий город – с погрузкой под огнем раненых и эвакуантов. И будут отражения авианалетов – без счета и без конца, до полного израсходования зенитных бункеров боезапаса. «Красный Кавказ» всю войну делал немного не свое дело. Но делал, как настоящий «отличник боевой и политической» – геройски.
     Сухая статистика: 12 сентября 1941 г. «Красный Кавказ» обстреливал наземные силы противника под Одессой, израсходовано 85 снарядов главного калибра. Уничтожена колонна немецкой техники и до батальона пехоты.
22 сентября 1941 г. крейсер во главе отряда кораблей высаживал десант под Одессой. В составе черноморских крейсеров и эсминцев осторожно, без огней приблизился к занятому врагом берегу и встал на якоря в 15 кабельтовых от уреза воды. Устроив немцам на берегу «огненную баню», после обстрела корабли приступили к высадке десанта – собственными катерами и шлюпками.
      С 14 по 16 октября 1941 г. «Красный Кавказ» принял участие в эвакуации войск Одесского оборонительного района. Вывозить солдат пришлось под бомбежкой, одновременно отстреливаясь от десятка немецких самолетов и ведя огонь по наземным войскам врага.
       3-4 ноября 1941 г. «Красный Кавказ» получил приказ – доставить из Новороссийска в ремонтную базу в Туапсе крейсер «Ворошилов», которому досталось от немецких бомбардировщиков. Буксировка на штормовой волне – занятие нетривиальное: рвутся концы (толстые канаты), их приходится с немалыми трудностями заводить снова… К тому же на медленно продвигающийся в противолодочном охранении эсминцев спасательный отряд снова налетели бомбардировщики.
        7-9 ноября 1941 года «Красный Кавказ» перебросил из Севастополя в Новороссийск зенитную часть и свыше 500 человек эвакуируемых. В ночь на 12 ноября 1941 года крейсер – вновь в сражающемся Севастополе. В течение следующего дня город подвергся массированным авианалетам. Прямо у причала погибла от бомб крейсер «Червона Украина»… «Красному Кавказу» повезло больше. Вечером корабль благополучно покинул разоренный, горящий город, в котором не осталось буквально ни одного целого здания.
     20 декабря 1941 г. «Красный Кавказ» под флагом адмирала Ф.С. Октябрьского возглавил крупный отряд Черноморского флота для нового похода в Севастополь с воинскими подкреплениями. Окончив выгрузку, корабли отходили от причалов и сразу же открывали огонь с назначенных им огневых позиций. Крейсер "Красный Кавказ" подавлял дальнобойные батареи противника и обстреливал железнодорожные станции Сирень и Бахчисарай. В 00:05 23 декабря крейсер – уже в одиночку – покинул Севастополь.
     С 25 по 31 декабря 1941 г. «Красный Кавказ» принимал участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. 28 декабря 1941 года «Красный Кавказ» принял на борт свыше 1500 человек личного состава и боевую технику десанта и во главе целого отряда вышел из Новороссийска курсом на Феодосию. Немцы были уверены в неприступности своей обороны, боновое заграждение порта оказалось открытым. В 05:02 «Красный Кавказ», не прекращая огня по вражеским позициям, начал швартовку левым бортом с внешней стороны Широкого мола. Высадить еще остававшиеся на борту отряды десанта с техникой необходимо было очень быстро, пока враг не пристрелялся. В 5 часов 23 минуты четвертый снаряд впился в легкую броню первой артиллерийской башни. Орудие вышло из строя, боевое отделение башни заполнилось едкими газами разрыва, комендоры получили ожоги и ранения. Этим орудием командовал мой дед.
      Но это еще не все. От этого злосчастного снаряда загорелись заряды готовых выстрелов на лотке подачи и в элеваторе. Возникла угроза взрыва собственного боезапаса в подбашенном погребе. А это — смерть… Страшная смерть в огненном смерче тотальной детонации. Боевая инструкция предписывает в этом случае открывать подбашенный кингстон и затапливать горящий отсек забортной водой. Но в отсеке — люди. Многие из которых ранены, отравлены дымом и сами на палубу выйти не смогут…     
     И тогда раненый краснофлотец Василий Покутный, комендор Петр Пушкарев и электрик Павел Пилипко голыми руками схватили с лотка метровую ленту прессованного пороха, швырнув на палубу, и, задыхаясь от дыма, начали затаптывать. Жертвами этого боя стали 23 краснофлотца – погибшие при взрыве, умершие от ран и тяжелых ожогов. Что дальше, в ремонт? Как бы не так, ведь боевая операция не завершена! Выйдя в Феодосийский залив, «Красный Кавказ» занял огневую позицию в 8-10 милях к юго-востоку от Феодосии и открыл огонь, поддерживая продолжавшееся наступление.
      1 января 1942 года израненный крейсер отдал якорь в Цемесской бухте. И тут же — новое задание: доставить в Феодосию зенитный дивизион. В другие времена ни один командующий не послал бы снова в бой корабль в таком состоянии. Но у адмирала Басистого, по сути, и выбора не было: крейсер был единственным, кто мог быстро помочь десантникам. В ночь на 5 января 1942 года «Красный Кавказ» подходил к Новороссийску. С таким дифферентом, что вода уже плескалась вокруг основания четвертой башни. Изрешеченная обшивка надводного борта пестрела оранжевыми пятнами, чтобы не пошла вода внутрь, матросы затыкали их собственными пробковыми спасжилетами, которые обтянуты оранжевой тканью. Четвертое котельное отделение не действовало. Пришлось остановить и одну из турбин: взрывом под кормой перебило вал винта.
      В Туапсе «Красный Кавказ» осмотрела инженерная комиссия порта и пришла к выводу: необходима скорейшая постановка корабля в док. Переход в док в Поти занял почти двое суток: буксирные концы без конца рвались, затопления нарастали, уже отказали электрогенераторы, и в поврежденных отсеках приходилось работать с ручными фонарями. На рейде Поти крейсер встретила вся эскадра. Встретила, как героя – при флагах расцвечивания и оркестрах, с громовым салютом… Все присутствующие держали флажный сигнал: «Слава героям Феодосии!». 3 апреля 1942 года был передан Указ о присвоении особо отличившимся кораблям Военно-Морского Флота звания гвардейских. Имя «Красного Кавказа» шло первым в списке. Гвардейский флаг он принял в доке.
С 11 сентября по 22 октября 1942 года вновь вступивший в строй крейсер совершил 5 переходов из Поти в Туапсе, доставляя войсковые подкрепления.
      С 3 по 4 февраля 1943 года крейсер «Красный Кавказ» участвовал в высадке десанта на Большую Озерейку (Малая земля), возглавляя отряд артиллерийского прикрытия. С сентября 1944 по май 1945 года «Красный Кавказ» снова в ремонте. Сказались вторичные повреждения. Но в салюте эскадры в День Победы он участие принял…
За время войны крейсер «Красный Кавказ» совершил 64 боевых похода, огнём корабля уничтожено 13 батарей противника, 2 танка, 5 батальонов вражеской пехоты. Сбито 3 самолёта. Корабль перевёз более 60 тыс. войск и населения, несколько сотен вагонов боеприпасов, боевой техники и продовольствия, отразил свыше 200 атак вражеских самолётов, которыми на крейсер было сброшено более 2000 авиабомб.
12 мая 1947 года «Красный Кавказ» пожизненно перевели в учебный отряд.
       Но чудеса не закончились, 21 ноября 1952 года «Красный Кавказ» погиб на учениях – случайно, в ходе испытаний новой крылатой ракеты КС-1 «Комета».



Подготовлено ведущим библиотекарем сектора краеведения отдела обслуживания

Центральной библиотеки г. Анапа Д. С. Селеменевым

Просмотров: 18 | Добавил: bibliotekaanapa