20 февраля началась Масленица. Время блинов, походов в гости и гуляний. Празднуют её семь дней.
На Кубани у казаков были свои традиции празднования Масленицы.
Одна из главных особенностей в том, что на Кубани не сжигали чучело, его не было. Этот обряд стали практиковать в советское время, инициаторами были дома культуры и другие культпросвет учреждения. Даже если единичные случаи установки чучела в регионе и встречались, то его не ставили в центре станицы, хутора, села, а только на окраине. Ведь это символ холода, зимы, поэтому логично было выносить его за населённый пункт. И чаще не сжигали, а раздирали. Потом солому, которой было набито чучело, растаскивали по полю. Основным блюдом на Масленицу были вареники, хотя и блины тоже пекли. Празднования начинались не с понедельника, а с четверга.
Люди ходили друг к другу в гости. Молодожёны должны были обязательно навестить родителей. Готовили обрядовую пищу. Вообще ели всё, что связано с молоком и яйцами. Мясо в эти дни запрещалось. Традиция закладывать в вареник соль, перец, монетку существовала и тогда. Это было неким семейным гаданием, кому что сулит будущий год. Обязательно устраивали массовые гуляния с кулачными боями, где сходились край на край станицы или даже станица на станицу. Начинали дети лет 6-7, а потом постарше и так «до бород». Даже деды вступали в бой, если их край проигрывал. После такого «сражения» устраивали пир и в дружеской обстановке обсуждали, кто кого стукнул. «Кулачки» проходили с соблюдением строгих правил, назначали судей. Они следили, чтобы лежачих не били, боролись только голыми руками, а если борец отвернулся, выбывал. В это же время водили хороводы. Эта традиция сохранилась на Кубани до сих пор. Катались на санках, санях по всей станице, устраивали скачки на лошадях.
Существовал ещё один важный обряд, который, правда, уже забыт – «завязывание колодок». Это был социально значимый обычай. Взрослые замужние и женатые люди приходили в дом девушки или парня, которым по возрасту уже было пора создать семью, но они этого не сделали. На них вешали деревянный дрючок. Позже стали завязывать ткань, прикреплять цветок или обувную колодку. Родители должны были откупиться – накрыть стол пришедшим. Это такое социальное наказание за то, что не выполняли свою роль, не продолжали род. Традиция встречалась практически в каждой станице, но до сегодняшних дней не дошла.
В последний день Масленицы – прощёное воскресение – все просили друг у друга прощение. Сначала младшие у старших, потом старшие у младших: родные, соседи, друзья, знакомые. Оставшиеся продукты доедали или кормили ими животных. На следующий день начинался Великий пост. В первый его день мужчины делали обход дворов, там их угощали.
Подготовлено заведующим сектором краеведения отдела обслуживания
Центральной библиотеки г. Анапа И.Ю. Бондаренко |