История авиаперевозок в Анапе начинается в далеком 1934 году. Тогда как и многие другие аэродромы в стране, он предназначался для базирования военной или сельхозавиации. Тем не менее в этом же году начались первые пассажирские перевозки по маршруту Краснодар (Пашковский) – Анапа.
Удивительно, что аэродром в то время находился именно в Анапе, в районе высокого берега, а не в поселке Витязево, как сейчас. В течение 30 лет аэропорт принимал эпизодические рейсы из ближайших городов. А уже с 1960 года маршрутная сеть наладилась, и аэродром стал принимать первые регулярные рейсы на легкомоторных самолетах из Краснодара, Новороссийска, Геленджика и других городов побережья.
Первое здание появилось на аэродроме в 1965 году. Ныне там располагается городская станция скорой помощи. Анапское направление полетов становилось все более популярным, а маршрутная сеть пополнилась такими городами, как Москва, Керчь, Донецк, Харьков, Сухуми. Добраться оттуда можно было даже без пересадок. Из-за возросшего пассажиропотока некоторые рейсы было решено перевести на аэродром за городом, в район поселка Витязево. Именно здесь сейчас и находится Международный аэропорт Анапа. Строительство нового аэродрома и здания аэропорта началось только через четыре года.
Строительство аэропорта Анапа (Витязево) велось с 1969 по 1976 годы. Однако 15 апреля 1974 года, еще до полного завершения строительства, в аэропорту приземлился первый рейсовый самолет «Ан-24Б». Этот день и считается днем рождения авиапредприятия. Статус международного аэропорт получил только в 1993 году. Первой иностранной авиакомпанией, которая начала сотрудничать с аэропортом, стала Austrian Airlines.
Аэропорт Анапа является воздушными воротами главного детского курорта страны и обслуживает как сам город-курорт, а также обширную агломерацию Новороссийска, Темрюка и Тамани, постоянное население которых насчитывает более 400 тыс. человек. Турпоток в этом регионе ежегодно достигает 5 млн. человек, а маршрутная сеть аэропорта обеспечивает перелеты 25 авиакомпаний по 36 направлениям в России.
В середине 2000-х аэропорт вошел в состав аэропортового холдинга «Аэродинамика», основателем которого является промышленник Олег Дерипаска. С этого момента предприятие переживает бурный рост: в 2010 году проходит реконструкция аэродрома, что позволило снять ограничение на прием воздушных судов иностранного производства – таких, как Airbus A319 и Boeing 737.
В 2015 году начинается строительство нового Терминала-1 внутренних авиалиний. Строительство завершилось на 11 месяцев раньше запланированного срока, и уже в июле 2017 года состоялось торжественное открытие нового аэровокзального комплекса площадью 12 тыс. кв. метров и пропускной способностью 600 пассажиров в час. Инвестиции в проект составили более 1,4 млрд. руб.
В 2021 году, начинается модернизация Терминала-2 международных авиалиний. В историческом здании аэропорта Анапа уже прошли работы по капитальному ремонту, которые затронули все помещения для обслуживания пассажиров и специальные помещения для персонала, а также фасад здания. Пропускная способность терминала увеличится с 80 до 160 пассажиров в час. Инвестиции в проект составят более 400 млн. руб. На данный момент в рамках модернизации международного терминала идет второй этап – переоборудование воздушного пункта пропуска.
Подготовлено заведующим сектором краеведения отдела обслуживания
Центральной библиотеки г. Анапа И.Ю. Бондаренко
|