В 1707 году на Дону вспыхнуло знаменитое восстание под предводительством Кондратия Булавина — сотника бахмутской казачьей сотни, позже ставшего войсковым атаманом. Одним из ближайших соратников Кондратия Булавина стал 47-летний казак станицы Голубинской Игнат Некрасов. Однако весной 1708 г., на подавление Булавинского восстания были направлены значительные воинские силы, включая не только армейские части, но и запорожских казаков и калмыков. 7 июля 1708 г. Кондратий Булавин погибает при странных обстоятельствах. Терпя поражения от царских войск, оставшиеся булавинцы под командованием Игната Некрасова предприняли отступление в пределы Крымского ханства. Первоначально Некрасов и его последователи, названные некрасовцами, обосновались на Кубани — на правом берегу реки Лабы, в 7 км к юго-востоку от современного Усть-Лабинска. Здесь возникло укрепленное поселение, названное Некрасовским городищем, а позже — станицей Некрасовской.
В то время, практически все земли Кубани находились под властью Крымского ханства вассала, поэтому Игнату Некрасову пришлось получать разрешение от крымского хана на создание здесь своего поселения. Хан был заинтересован в союзниках, в борьбе против России, и свое «добро» он казакам дал. Так на кубанской земле появилось внутренне автономное казачье образование — казачья вольная республика некрасовцев. История некрасовской республики изучена довольно поверхностно. Между тем, сам феномен уникальной казачьей вольницы под патронажем крымских ханов, удивителен.
Вся жизнь в некрасовской республике строилась по «Заветам Игната». Основой «Заветов Игната» было своеобразно толкуемое православие старого обряда. Никонианство и никонианское духовенство «Заветами» отвергались, некрасовцы придерживались исключительно старообрядческой традиции.
При этом в отличие от других старообрядческих общин, в некрасовской республике Казачий Круг был поставлен выше духовенства. Устои в некрасовской общине были жесткими, но справедливыми. Морально-нравственные и поведенческие установки определялись не только религией, но и своеобразными представлениями некрасовцев о социальной справедливости. Главным органом управления, решавшим все судебные и административные вопросы в поселении некрасовцев, признавался Круг. Именно он обладал правом принятия всех важнейших решений относительно и общины в целом, и каждого конкретного ее члена. Нравы в некрасовской общине были очень строгими. Во-первых, однозначно запрещались спиртные напитки — и производство, и торговля, и употребление. Во-вторых, устанавливалась очень жесткая иерархия взаимоотношений между старшими и младшими, родителями и детьми, мужьями и женами. Нарушение принятых правил поведения каралось, в зависимости от тяжести проступка, или поркой, или битье батогами. Однако Круг был волен и освободить преступника от наказания. Если преступник считался восстановленным в правах, уже никто не мог напоминать ему о былом преступлении или проступке. Это не относилось к убийцам или предателям.
Социальная справедливость в некрасовской общине также поддерживалась достаточно жестко. Например, некрасовским казакам было запрещено использовать труд своих братьев в целях собственного обогащения. Каждая семья треть дохода отдавала на общие нужды — в казну войска, откуда средства расходовались уже на обучение детей, помощь сиротам и вдовам, покупку оружия, содержание церковных учреждений.
Интересно, что Некрасову удалось добиться признания фактической автономии созданной им казачьей республики со стороны крымского хана и османского султана. Также он сумел выстроить относительно мирные отношения с ближайшими соседями — черкесами и ногайцами. Крымские ханы фактически уравняли некрасовских казаков в правах с мусульманским населением ханства. В ответ некрасовцы приступили к выполнению привычных для казаков функций — охране пограничных рубежей, только уже Крымского ханства, а не России.
В 1711 г. Игнат Некрасов с внушительным отрядом казаков (по некоторым данным — до 3,5 тысяч сабель) предпринял дерзкий рейд на российскую территорию, вторгшись в пределы поволжских губерний. В ответ Петром I была даже снаряжена карательная экспедиция под командованием П. Апраксина, но она потерпела неудачу и вернулась назад, так и не сумев разгромить некрасовцев.
В 1737 г. 77-летний атаман Игнат Некрасов, как и подобает казаку, погиб в бою во время небольшого столкновения с русскими войсками. Однако и после его гибели некрасовцы сохранили османское подданство. Но в середине XVIII века, учитывая продвижение России на Кубани, некрасовцы стали переселяться в более далекую область Османской империи — в Добруджу (современная Болгария), где было основано несколько некрасовских станиц. После этого часть нерасовцев переселилась на территорию Турции. Начались долгие годы проживания казаков за рубежом своей Родины.
В 1960-е годы по просьбе общины некрасовцев, началась репатриация - возращение казаков на Родину. Разумеется, возвращение в СССР не способствовало сохранению первозданных некрасовских устоев. Несмотря на то, что переселенцы старались придерживаться собственного уклада, интеграция в советское общество привела к достаточно серьезным изменениям их общины. Младшие поколения казаков-некрасовцев постепенно ассимилировались в окружающей среде, переходили на обычный для советских людей того времени образ жизни. Тем не менее, до сих пор многие казаки-некрасовцы стараются хранить память о необычной истории своей общины и в меру сил верность своим традициям.
Подготовлено ведущим библиотекарем сектора краеведения
отдела обслуживания Центральной библиотеки г. Анапа Д.С. Селеменевым |