ПОКРЫШКИН Александр Иванович (06.03.1913, г. Ново-Николаевск (Новосибирск) — 13.11.1985, г. Москва). Маршал, легенда мировой авиации. Что мы о нем знаем, абсолютное большинство скажет, что он уроженец г. Новосибирска, летчик, трижды Герой Советского Союза. Кто-то добавит: Покрышкин — маршал авиации, летчик-истребитель; некоторые, возможно, вспомнят выражение «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!» —пожалуй, все.
А теперь немного поподробнее: Александр Иванович награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, массой медалей. Удостоен двух орденов Румынии, двух — Польши, двух — Монголии, наград Германии, Чехословакии, Вьетнама, Франции, Сирии и других стран. Покрышкин является Почетным гражданином городов: Мариуполь, Бельцы, Ржев, Владикавказ. Имя маршала увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Новосибирска, Ржева, Калининграда, Краснодара, Севастополя и др. городов России и ближнего зарубежья.
Президент США Франклин Рузвельт, выступая в августе 1944 г. в американском Конгрессе, так говорил о нем: «Покрышкин — несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны». В июне 1943 г. Александр Иванович был награжден одной из высших боевых наград США — медалью США «For distinguished service» («За выдающиеся заслуги»). Отмечая это событие, американские газеты писали: «Лучший летчик-истребитель в нынешней войне — русский».
Свой первый боевой вылет Покрышкин совершил 22 июня 1941 г., а последний – 30 апреля 1945 г. Всего вылетов было 650, в которых сбито более 59 самолетов. Только за один день, 12 апреля 1943 г. в боях за небо Кубани, Александр Покрышкин сбил 7 немецких самолетов! Это стало рекордом в истории советской авиации.
В личном архиве Александра Ивановича сохранились листочки, которые он при жизни никому не показывал. Незадолго до смерти он вспоминал свои бои и подвел такой итог: «Всего сбитых 71. Засчитано 59. Подбитых более 15». Незасчитанные, как говорил сам Александр Иванович, «ушли в счет войны». Когда Покрышкин получил третью Звезду Героя, ему запретили боевые вылеты (комдивам это было «не положено»), но он, конечно, поднимался в воздух. (Как сам скромно говорил, «не летал, а так – подлетывал».) Сбитые самолеты он «отдавал» на счета летчиков своей дивизии. Последнюю цифру вычислил новосибирский исследователь О. Левченко – это 116 уничтоженных самолетов: 94 сбиты в воздушных боях, 19 подбито и 3 уничтожены на земле. Г. Г. Голубев, ведомый Александра Ивановича, ознакомившись с исследованием, сказал, что и это не последняя цифра.
Покрышкин командовал эскадрильей (с 1942), дивизией (с 1944), подготовил 1 108 орденоносцев, в том числе 59 Героев Советского Союза (шестеро из них удостоены этого звания дважды). В общей сложности все летчики 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, известной под названием «дивизия Покрышкина», сбили 1 147 вражеских самолетов. Дивизия была награждена тремя орденами.
Одним из главных своих достижений А. И. Покрышкин считал созданную им систему тактических боевых приемов воздушного боя, приводившую в ужас германских летчиков, благодаря которой преимущество в воздухе стало принадлежать Красной Армии – эта система и сейчас изучается в военных училищах и академиях, причем не только в нашей стране.
Служивший с Покрышкиным летчик-истребитель, Герой Советского Союза К. В. Сухов рассказывал, что во время арабо-израильской войны 1973–1974 гг. он был военным советником по авиации в Сирии и предложил сирийским летчикам определенную тактику проведения операции. Но те отказались, говоря: «Нет, Покрышкин пишет иначе!» И показали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС дивизионный генерал Джамиль Наджи на собственные деньги перевел и издал тиражом в 5 тыс. экз. книгу А. И. Покрышкина «Небо войны». Арабские летчики на практике блестяще использовали тактику воздушного боя, разработанную Покрышкиным.
Александр Иванович автор книг «Крылья истребителя», «Небо войны», «Познать себя в бою», «Тактика истребительной авиации», «Бой требует мысли», «Твоя почетная обязанность». Особенной любовью пользовались «Крылья истребителя», «Познать себя в бою», «Небо войны» – ими зачитывалась советская молодежь. Его книги и сейчас популярны. В 1965 г. был принят в Союз писателей СССР.
Интересные факты из жизни Героя:
В 1939 г. «бдительные товарищи» Александра Покрышкина по Качинской авиашколе выяснили, что он является сыном «лишенца», «чуждого элемента», торговца в годы НЭПа (а летчики в те годы были элитой страны), и его едва не исключили из школы и из ВЛКСМ. Однако отличная учеба и безупречная характеристика спасли Александра, он отделался строгим выговором по комсомольской линии за «сокрытие социального прошлого родителей».
По воспоминаниям, сам Александр Иванович праздновал свой день рождения по-старому стилю – именно 6 марта. «Отец родился в день иконы Божией матери “Благодатное небо”. Причем “в рубашке” – в околоплодном пузыре. А трижды Героем стал после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, 19 августа 1944 г., в день Преображения Господня. Мне кажется, что в его судьбе многое было предопределено», – рассказывал сын аса-истребителя, известный ученый-океанолог Александр Александрович Покрышкин .
В конце сентября 1944 г. Александр Иванович приехал в Новосибирск в краткий отпуск и посетил родное ремесленное училище. Его товарищ по учебе К. Ф. Волончук вспоминал: «Когда он пришел в училище, поговорил с ребятами, рассказал о нашем ФЗУ, а потом с улыбкой встал за верстак и принялся работать напильником… Вот он вынимает заготовку из тисков и подает мастеру Гаврилову, спрашивает: «Ну как, не разучился я опиливать?» Мастер придирчиво оглядывает ее и произносит наконец: «Сделано на пятерку». До сих пор помню, как обрадовался этому Покрышкин! Пожалуй, он счастлив был по-настоящему и этой маленькой своей победе.
Война.
Самый первый воздушный бой Покрышкина можно описать поговоркой – «первый блин комом». Единственным самолетом, который он сбил в тот день, оказался... советский легкий бомбардировщик Су-2. (Новые самолеты были засекречены до такой степени, что летчики-истребители не имели представления, как выглядят бомбардировщики) Командиру Су-2 удалось посадить подбитую машину, но штурман погиб. Представим себе, какой ад творился на душе Александра Ивановича, когда он понял – по его вине погиб, пусть и незнакомый ему лично, но все же русский летчик, боевой соратник...
В старом советском кинофильме «Нормандия – Неман» (1959) был схожий эпизод – там виновный пилот истребителя едва не наложил на себя руки. От самоубийства его удержали только слова командира: «Тогда у русских вместо одного будут два мертвых летчика». И летчик решил воевать с удвоенной яростью, воевать «за себя и за того парня», воевать так, чтобы нанести врагу максимальный урон.
За драку со старшими по званию, критику устаревшей тактики воздушного боя и споры с начальством Покрышкина исключили из партии, лишили всех должностей и отдали под трибунал. К тому времени на его счету было более 400 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов... Особисты припомнили еще и 1939 г… Спасло героя заступничество комиссара полка М. А. Погребного и генерала Н. Ф. Науменко. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое. С 1943 г. начинают публиковаться его статьи по тактике истребительной авиации. Он говорил: «Подвиг требует мысли, мастерства и риска. Просто так не полетишь и не собьешь». Книгу «Тактика истребительной авиации» (первое издание – Москва, 1943), которая включала эти мысли маршала, называют пособием о том, как побеждать в воздушной битве и по которой до сих пор учатся летчики по всему миру.
Покрышкин разработал и внедрил уникальные приемы ведения воздушного боя и патрулирования неба. А приемов у него было множество. Самые известные – «скоростные качели», «соколиный удар», «кубанская этажерка», «ножницы», «карусель», «маятник», «свободная охота».
«Кубанская этажерка» – эшелонированное в высоту построение истребителей. Пары или звенья истребителей при таком построении располагались уступами с расстоянием по высоте между звеньями около 1 500 м. Встреченные такой этажеркой немцы оказывались заведомо в проигрышном положении: пытаясь набрать высоту и уйти от столкновения с первой (ведущей) парой, они подставляли брюхо под огонь следующей пары.
«Скоростные качели» – способ прикрытия наземного объекта от атак с воздуха, когда прикрывающая группа не выписывает виражи и восьмерки над объектом, а постоянно качается над ним, всегда имея либо запас скорости, либо высоты для встречи противника в любой момент.
«Свободная охота» – вылет истребителя в произвольном направлении и самостоятельный поиск противника. Покрышкин писал, что, атакуя врага, нужно «определить сильнейшего во вражеской группе. И наносить удар по нему, невзирая на риск. Это дезориентирует остальных». Как тут не вспомнить великого флотоводца Ф.Ф. Ушакова: «Уничтожить надо флагманский корабль, и неприятельский флот будет разбит». Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении: «Achtung! Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!» («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!»).
И еще: Известно, что именно Покрышкин помог режиссеру Л. Ф. Быкову в организации съемок киноленты «В бой идут одни старики» (1973). Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, был и в жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского «Мессершмитта» (правда, у Покрышкина это был МиГ-3: летом 1942 г. на аэродроме Ставрополя, захваченного фашистами, Покрышкин во время одной промежуточной посадки заметил брошенный МиГ-3 и перегнал его в свой полк). После просмотра фильма он, вытирая слезы и с трудом справляясь с чувствами, произнес: «Все так, как было...».
Подготовлено ведущим библиотекарем сектора краеведения отдела обслуживания
Центральной библиотеки г. Анапа Д.С. Селеменевым
|