Наш материал подготовлен к 80-летию со времени начала крупных воздушных сражений на Кубани.
Воздушное сражение, развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года, стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе.
Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны советские летчики навязали немецким пилотам свою волю, активно мешали и противодействовали им в выполнении боевых задач.
В районе «Голубой линии» в апреле 1943 года и развернулись жесточайшие авиационные бои между Красной армией и немецкими войсками. Таких боев, отмечают историки, не было, наверное, ни до, ни после за всю Великую Отечественную. Спор за господство в небе над Кубанью вели лучшие немецкие асы (например, Эрих Хартман) и наши легендарные лётчики - такие, как Дмитрий Глинка и Александр Покрышкин.
Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов. Успехи советских ВВС были впечатляющими. Им не только удалось завоевать и удержать господство в воздухе над Кубанью, но и существенно сократить численность немецких самолетов, а главное, летчиков. 7 июня 1943 года завершилось воздушное сражение над Кубанью, обозначившее коренной перелом в воздушной войне.
В воздушном сражении за Кубань проявили себя множество летчиков. В общей сложности 52 лётчика советских ВВС, участвовавшие в воздушном сражении на Кубани, стали Героями Советского Союза, и сотни были награждены орденами и медалями.
Подготовлено главным библиотекарем
Пятихаткинской сельской библиотеки-филиала № 18
Т.В. Сергеевой |